все грани
профессионального рынка

Интервью недели
Вступивший в силу Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» содержит положение о профстандартах и оценке квалификации специалистов. При этом участие в профессиональных мероприятиях, аккредитованных отраслевым СПК, становится хорошим подспорьем при оценке профессиональных квалификаций специалистов. Ситуацию разъясняет Юрий Ушанов, вице-президент ФРиО, председатель Центрального экспертного совета (ЦЭС) СПК в индустрии гостеприимства, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по образованию.
Комментарий недели
В бизнесе все взаимосвязано. Но при этом последствия некоторых изменений отследить непросто, - например, сложно утверждать, что, к примеру, увеличение загрузки люксовых номеров отеля произошло благодаря ранее введенному меню. Другие же взаимосвязанности более очевидны. Например, между запуском новых конференц-залов и увеличением числа деловых гостей. Рассмотрим вопрос на опыте ТГК «Измайлово», гостиницы «Гамма», «Дельта».
Событие недели
15 мая в конгресс-зале «Москва-1» гостиниц «Гамма», «Дельта» ТГК «Измайлово» мы соберемся обсудить вопросы гостиничной безопасности. Бесспорно, требующие внимания. И это понимают все. Поэтому основной целью мероприятия, задачей спикеров и гостей будет не рассказать «ЗАЧЕМ», а дать и получить конкретную информацию – ответы на вопрос «КАК?».

>>

Все интервью

Все новости

Профессиональные мероприятия - новые возможности

Вступивший в силу Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» содержит положение о профстандартах и оценке квалификации специалистов. При этом участие в профессиональных мероприятиях, аккредитованных отраслевым СПК, становится хорошим подспорьем при оценке профессиональных квалификаций специалистов. Ситуацию разъясняет Юрий Ушанов, вице-президент ФРиО, председатель Центрального экспертного совета (ЦЭС) СПК в индустрии гостеприимства, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по образованию.
П.О.: Юрий Васильевич, одной из составляющих оценки профессиональных компетенций является прохождение тренингов, семинаров, участие в конкурсах, то есть мероприятиях, аккредитованных СПК…
 
Ю.У.: Я считаю, что это очень значимый момент, который позволяет отрасли, по сути, реализовать концепцию непрерывного обучения взрослых. Ведь специалист, который сам участвует в отраслевых профессиональных мероприятиях, постоянно совершенствуется, и происходит это – накопление знаний, выбор мероприятий – не принудительно, а за счет внутренней инициативы. Конечно же, такой подход должен поощряться. Со стороны СПК (совета профессиональных компетенций) отрасли это поощрение выражается в выдаче кредитов – баллов за участие в мероприятии. Эти баллы накапливаются в личном портфолио специалиста и засчитываются при проведении профессионального экзамена.
Если человек для получения оценки профессиональной компетенции должен набрать 250 баллов (мы, в рамках СПК индустрии гостеприимства, склоняемся к этой цифре), нет ничего плохого, если необходимое количество баллов он наберет на профессиональных мероприятиях. Фактически профессиональный экзамен предполагает как теоретическую, так и практическую части. И если в конкурсе, семинаре есть обе эти составляющие, те баллы, которые мы выдаем участникам, могут накапливаться в два портфолио: одно – связанное с образованием, и второе – с практическими навыками. Сейчас мы рассматриваем, оправдано ли такое деление, либо будет правильным добавить третье направление, если это касается административно-управленческих функций, демонстрируемых на конкурсе.
 
П.О.: Кто может претендовать на эти балы – участники, спикеры конференций?..
 
Ю.У.: Здесь все зависит от мероприятия. По сути, баллы получают как те, кто что-то узнал, так и те, кто продемонстрировал что-либо, полезное для отрасли. Говоря о конкурсах: судейская деятельность нами оценивается с более высоким балом, и у судей появляется дополнительная мотивация участвовать в достойных мероприятиях.
Надо отметить, что уже присутствует негативная тенденция проведения мероприятий именно для получения баллов. Прошло мероприятие которое ничего не дало ни в информационном ни в профессиональном аспекте, а бумажки раздали. Сертификаты висят над головами руководителей  предприятий, но ничего не стоят. Это как в парикмахерских, когда 90% сертификатов на стенах – просто нарисованные или купленные.
Чтобы не допустить подобного развития событий и в сфере гостеприимства, мы изначально (имеется в виду СПК) хотим сформулировать достаточно жесткие требования по проведению мероприятий, определить партнеров, с которыми стоит работать, чем, по сути, избавим рынок от лже-событий, существующих для галочки. 
Второе. Уже начиная общаться с организаторами и участниками мероприятия, мы понимаем, что оно собой представляет. На профессионально организованных мероприятиях мы реально понимаем, какая планка требований может существовать в отрасли. Понятно, что мастерство (признанный мастер своего дела) – это некий высший уровень, а для оценки среднего уровня в профессии можно брать объективные критерии из тех, что уже сложились.
У нас уже есть опыт поддержки конкурса, проводимого ассоциацией барменов. Сейчас прорабатываем мероприятие сети «Кофемания». Это можно назвать пробной акцией, потому что мы должны и наработать опыт, и понять саму специфику оценивания конкурсов как таковых. Допустим, на мероприятии Сергея Церо планка была поднята достаточно высоко, присутствовали международные эксперты. Фактически это было мероприятие мирового уровня, и мы смогли определить, какие требования можем применять к специалистам этой профессии. Двигается планка среди специалистов отрасли, меняются критерии у нас. То есть система оценки становится динамичной, что крайне важно.
 
П.О.: Юрий Васильевич, на сегодняшний день прохождение оценки профессиональных квалификаций  не является обязательной, и получение баллов за участие в мероприятиях выглядит не слишком стимулирующим фактором…
 
Ю.У.:  Знаете, вообще постановка вопроса об обязательности соответствия профессионала профессиональному стандарту, не профессиональна. Никто не может заставить человека работать в определённой отрасли, но уж если ты сам пришел в индустрию гостеприимства, то будь любезен  соответствовать!!!  Набор баллов – это оценка твоего профессионального уровня на настоящий момент. И оценка профессиональная.   
Довольно часто спрашивают, как количество набранных балов  может быть связано с рублем? На мой взгляд, только следующим образом: чем большее количество баллов может набрать участник этого процесса, тем на более высокий уровень квалификации он может претендовать, что, естественно, может отражаться и на финансовых отношениях с работодателем. И здесь виден определенный интерес. Плюс собственный престиж.
Уже существуют такие фирмы, которые начинают торговать бумажками по оценке квалификаций. Но СПК на это еще никого не уполномочивал, и естественно, такие бумажки не отражаются в реестре и не имеют никакой ценности. На сайте ФРиО ведется реестр, и участники мероприятий, которые мы аккредитовали, и начисленные им баллы вносятся в него. Соответственно, и сам специалист, и работодатель в любой момент может посмотреть, сколько баллов накопилось. Это все открыто, общедоступно и соответствует недавней инициативе Дмитрия Медведева о создании информационного ресурса   в общем доступе  сведений  обо  всех жителях  России, включающем, в частности, и сведения о профессиональном уровне.
Опять же отмечу: пока что присвоение звезд гостиницам – процедура добровольная, но отельеры стремятся их получить. Мы считаем, что здесь должен быть такой же механизм: уровень квалификации должен стать востребованным для оценки специалиста. Потому что сейчас эта оценка пока «Прилагательное», но после начала работы системы оценки квалификаций она станет «Существительным».
 
П.О.: Если говорить об организаторах мероприятий: какие шаги они должны предпринять, чтобы аккредитовать его в СПК?
 
Ю.У.: Процедура следующая: не позднее, чем за месяц до мероприятия надо направить уведомление на официальную почту Центрального Экспертного Совета (ЦЭС) СПК. После чего на ближайшем экспертном совете мы обсуждаем все нюансы, связанные с оценкой мероприятия, и определяем все стороны, которые могут быть оценены. Потому что существуют мероприятия, участие в которых не оказывает никакого положительного эффекта, а скорее наоборот, дискредитирует идею профессионального подхода к индустрии гостеприимства. Мы это знаем и вырабатываем механизмы для борьбы с этим явлением. Для нас важно практическое значение участия в мероприятии, а не «галочка». «Огалчёвывание» не наш принцип . Поэтому мы учитываем   количество только  активных участников. В завершении определяем, кому какое количество баллов будет присвоено, согласуем процедуру  с организаторами. И если мероприятие полезно для отрасли и все вопросы  согласованы с организаторами,  то оно аккредитуется СПК.
Все интервью